Сайт детского дома г. Ангрена


 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

ДЕТСКИЙ ДОМ - ТЕПЛЫЙ ДОМ

Павел ЕМЕЛИН. Фото Виктора САККА. Специальные корреспонденты «Смены


Мы приехали в Ангрен, когда закан­чивались школьные зимние кани­кулы. В утреннем солнце сияли вечные снежные отроги Тянь-Шаня, а в низине лежал молодой, не отметивший еще своего сорока­летия город. Ангрен —«долина ру­докопов». Своим появлением на карте страны он обязан советскому геологу Чикрызову. разведчику здешнего месторож­дения бурого угля. Ему. основателю города, ангренцы поставили а центре, на площади, красивый памятник. Здесь, в сквере, около памятника, всегда много веселых, шумливых, как галчата, ребятишек. Семьи в Ангрене многодетные, около двухсот из них имеют по 14 детей.

Как идет воспитание в такой большой семье? Очень просто, ответили нам: старшие заботятся о младших. Педагогика, проверен­ная веками.

И почти у самого подножия Наткала в четырехэтажном, без особых архитектурных изысков здании живет в Ангрене другая, куда более многочисленная и дружная семья, о которой мы и хотим рассказать в этом фото­репортаже. В ней сейчас 250 детей в возрасте от трех до шестнадцати лет, и называется эта семья—детский дом. а точнее, школа-интернат для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей...

 

Едва мы переступили интернатский порог, как со всех сторон услышали громкое, радо­стное «здравствуйте».

— Какие у вас вежливые дети!—не скры­вая удивления, говорим директору.

— Видели бы вы,— улыбается Галина Пет­ровна,—что тут творилось лет пять назад...

Директором интерната Хасанова стала в 1979 году. («Надоело в горою с бумажками возиться»,—откровенно признается она.) Ка­жется, радоваться надо было: интернат толь­ко что перевели в новое здание. Но строилось оно вне плана, и. как это часто бывает, сдали его строители с серьезными недоделками. Очевидцы вспоминают, страшновато было даже войти в дом—в стенах зияли трещины в палец толщиной, по коридорам, завывая, гу лял ветер, а на бетонном полу краска приста­вала к ногам. К тому же удвоилось количе­ство воспитанников: к ребятам из местного детского дома №4 прибавились их сверстники из других городов Ташкентской области—Бу­ки и Чирчика. Что тут началось! Ссоры, потасовки—чирчикские на ангренских, ангренские на букинских...

На первом уроке, который вела Галина Петровна, в нее запустили учебником—так шестиклассники выразили свое «желание» заниматься. Два года понадобилось директо­ру и воспитателям, чтобы приучить ребят к элементарной дисциплине. Это сейчас побег из интерната—ЧП, редчайший случай, а тог­да в бегах было почти 30 человек, и за каждого директор в ответе. Где только не ловили беглецов! Одного парнишку, напри­мер, задержали за ста километров от Ангре­на, в Ташкентском аэропорту, в самолете, с минуты на минуту готовом вылететь в Баку,

- хотя «путешественник», как он признался, направлялся в Кострому, к бабушке.

Хорошо известно, по каким причинам ребя­та бегут из детских домов и интернатов. Не могут смириться со своей горькой участью, не могут поверить, что оказались брошенными, ненужными самым близким людям—родите­лям. Бегут и от обид, оскорблении, чинимых более агрессивными сверстниками. Бегут от неуюта, скуки, безделья... Да мало ли чего не принимает ранимая, неприкаянная детская душа! Нужен сильный, хороший человек, кото­рый мог бы приласкать, выслушать, понять, защитить ребенка. И нужно, чтобы он, мудрый и добрый воспитатель, был всегда рядом, как в нормальной семье всегда рядом с реоенком мать или отец.

— Наряду с ремонтом здания, разбором каждодневных ЧП с воспитанниками мы ин­тенсивно занимались главной пробле­мой—подбором кадров,—вспоминает Галина Петровна и добавляет:—Честно вам скажу, что без шефов, без комсомола я одна с этой проблемой ни за что бы не справилась.

Чем же помог интернату городской комсо­мол?

С недавних пор в Ангренской школе-интернате появилась учительская комсомоль­ская организация. По направлению горкома комсомола сюда пришли молодые, хорошо подготовленные работники. Неля Смолякова, учительница английского, окончила Ташкент­ский пединститут иностранных языков имени Ф. Энгельса. Пришлись «ко двору» выпускни­цы Бекабадского педучилища Зиля Алиева и Марина Садыкова. Зиля преподает в началь­ных классах, Марина—старшая вожатая, по­бывала по путевке горкома комсомола на учебе вожатых в Ташкенте, в Москве. Неда­ром пионерская дружина интерната одна из лучших в городе.

И все-таки главные свои «университеты» молодые воспитатели проходят сегодня здесь, в интернате, под руководством Галины Петровны, которая сама двадцать с лишним лет назад начинала пионервожатой в детском доме на Урале. «Галина Петровна считает», «Галина Петровна сказала»—эти слова не раз приходилось слышать и в горкоме комсо­мола. Мавлюда Шукурова, секретарь горкома по работе с учащейся молодежью, которую в интернате так и называют: «Наша комсомоль­ская мама»,—тоже частенько заглядывает к детдомовцам. Приходит сюда не указывать, не учить, а учиться.

— С радостью иду в детдом,—признается Мавлюда.—Думаешь, забегу на минутку, а потом смотришь—уже два или три часа прошло. Ведь с ребятами так интересно! Мы  им не меньше, а может, больше чем бывшие  родигели

делай для детдомовцев что-то хорошее, только не на словах, а на деле—это позиция не только Шукуровой. но и всего Ангренского горкома комсомола.

В интернате тихо: начались занятия. Идем по коридору, на двери табличка: «2-й класс. Шефы—Восточно-Кураминская геологораз­ведочная экспедиция. Начальник—Тенглишев И.Т.». На другой двери—«3-й класс. Шефы—автобаза №72. Директор—Ланин И. Е.». И так на каждой двери, вплоть до восьмого, выпускного класса. Одиннадцать предприятий города шефствуют над интерна­том.

Пять лет назад бюро Ангренского горкома партии приняло постановление о шефстве городских предприятий над школой-интернатом № 72.

Конечно, и раньше Хасанова обращалась за помощью к хозяйственникам, но те, ссылаясь на занятость, чаще только обещали и просили звонить. Ждать обещанного три года Галина Петровна не собиралась—такой роскоши ей не позволяли ни дети, ни ее совесть. Пошла в горком партии, попросила собрать прямо в интернате «первых лиц»—руководителей предприятий, профоргов, секретарей комсо­мольских организаций—пусть посмотрят на все своими глазами. Она не ошиблась. Многие руководители, как оказалось, впервые так близко, лицом к лицу, столкнулись с ребячьей бедой. А когда Галина Петровна достала из шкафа несколько личных дел воспитанников и зачитала вслух, то эти крепкие, волевые люди даже как-то растерялись, потупились, как провинившиеся школьники. Всем было ясно, какой «подарок» преподнесли строите­ли детям.

— Мы можем завтра же выделить тысячу рублей интернату,—прервал паузу директор автопредприятия.

— Ждите штукатуров,—подхватил началь­ник СМУ.

На следующий день в интернате появился главный инженер автобазы №72:

— Мы тут цветной телевизор ребятам при­везли. Куда ставить?

— Я тоже присутствовал на той встре­че,—рассказывает Анвар Юлдашев.—Как представитель керамического комбината. Я ведь по профессии строитель. Скажу пря­мо,—Анвар покачал головой.—очень стыдно мне тогда было. Злился, досадовал на себя: ведь кто-кто, а уж я не имел права забывать о детдомовцах. Со многими воспитанниками на­шего детдома я познакомился в пионерском лагере, был у них вожатым... А вернулся из армии, меня избрали секретарем комитета комсомола керамического, и я забыл о своих друзьях. Позор! Конечно, тогда я только вникал в комсомольскую работу, к тому же пускали новый цех... Когда выступала Галина Петровна, я просто не знал, куда прятать глаза со стыда. Мне казалось, что это я лично во всех интернатских неурядицах. После той встречи в интернате собрал коми­тет, рассказал ребятам обо всем, спросил, чем мы поможем детдомовцам. Пришли в наш подшефный класс. Ребятишки как раз верну­лись с гулянья—в мокрых штанишках, ботин ках, а сушить обувь и одежду негде—разве что на отопительных батареях. Ну, мы и решили сделать для детишек сушилку. Доста­ли трубы, сварочный аппарат. До сих пор наша сушилка греет...

Позже, когда Анвар стал первым секрета­рем горкома комсомола, он скажет коллегам-горкомовцам:

— Главное для нас—это укрепление дис­циплины во всех комсомольских звеньях и детский дом. Откровенно скажу,—добавил первый секретарь,—если где-то без нас и могут обойтись, то в интернате на нас вся надежда.

В одно из воскресений в кабинете директо­ра заседал штаб комсомольского педотряда. Первым, как всегда, пришел Сайдулло Жалилов, плотник завода «Резинотехника». член заводского комитета комсомола. Его знают в интернате уже пять лет. У самого Сайдулло в семье трое маленьких детей—дочка и два сына, но никто не слышал от него жалоб на занятость. Детдомовцы всегда ждут его с нетерпением и с радостными криками: «Сайдулло идет!»—несутся ему навстречу.

Но он хорошо помнит свой первый приход в интернат. Никто его не встречал, ребятишки из подшефного четвертого класса даже раз­говаривать не хотели, только посматривали исподлобья. «Почему вы такие серди-' тые?» —спросил он. Дети молчали. Лишь один мальчик сказал: «Лучше совсем не приходите.  А то придут только на праздник — и все». «Нет. что ты,—заверил парнишку Жали-лов,—теперь будет по-другому».

Прошлым летом те самые четвероклашки окончили восьмилетку. В каникулы ездили вместе с шефами на экскурсию в Ленинград, Самарканд. Ленинабад. Семнадцать ребят, окончивших школу-интернат, поступили в ПТУ-24, а оттуда пойдут на «Резинотехнику», предприятие, где трудятся их друзья-шефы.

Заседание штаба комсомольского педотряда вела его командир Лена Затеева, сту­дентка областного пединститута, член бюро Ангренского горкома комсомола. Отчитыва­лась Лиля Шахматдинова. работница керами­ческого комбината, которая сама когда-то воспитывалась в Ангренском детдоме, а те­перь отвечает за культурную программу шеф ства. Внимательно прислушивался к более опытным коллегам Саша Разин, комсорг авто­базы объединения «Средазуголь». Комсо­мольцы автобазы взяли под свою опеку самых маленьких—дошкольную группу, а Саша, как член штаба педотряда, организует всю круж­ковую работу. Это. пожалуй самый интерес­ный и самый ответственный сектор, ведь ребятишки ждут от шефов не нравоучений, а увлечений—интересных дел

— Здравствуйте!—В дверях, держа за ру­ку четырехлетнего сынишку, неожиданно по­явился Анвар Юлдашев — Галина Петровна, собирайтесь со мной в Алмалык.—радостно объявил секретарь горкома.—Договорились с тамошней фабрикой насчет ста метров ковро­вой дорожки.

— Это было бы неплохо,—боясь спугнуть удачу, улыбается Хасаноеа

Заглянула  Вера Кудряв­цева, президент клуба выходного дня:

— Просим всех в зал.

В спортзале все готово к состязаниям Заняли свои места болельщики, жюри, вы­строились команды «Чебурашка» и «Пять колец-—второклассники и третьеклассники Вожатая Марина объявила условия первого этапа. Не так-то просто, оказывается, гнать хоккейной клюшкой непослушную пластмас­совую кеглю или же пройти, как по болоту, нэ четырех узких дощечках. Судьи были беспри­страстны, но, как говорится, победил опыт: команда третьего класса вырвалась вперед на одно очко. Приз вручал секретарь горкома комсомола. Как ни старался Анвар развесе­лить проигравших, но девочки и даже маль­чишки из «Чебурашки» все же расплакались от досады.

Интернатовцы не любят уступать ни в чем. Держат первенство среди школьников города по баскетболу, славятся своими легкоатлета­ми, боксерами, теннисистами, шахматистами, Талантами Амренский интернат не обделен. Какие театрализованные праздники тут устраивают! Сценарии этих феерических спектаклем пишет неутомимая Раиса Федо­ровна Горьковская. старший воспитатель. -Она главный режиссер, а я директор теат­ра-.—шутит Хасанова. Но в самые веселые минуты праздника Галина Петровна вдруг загрустит и подумает: «Видели бы все это родители!...

Пять лет... Немало сделано за это время для интерната городской комсомолией. При­вели в порядок территорию—для того, кто считает, что это пустяковое дело, скажу: комсомольцы из автобазы №5 вывезли с интернатского двора 50 грузовиков стро­ительного мусора. Шахтостроители построили для детишек баню. Приведены в порядок все комнаты, холодные бетонные полы нокрыты утепленным линолеумом. Вместе с воспитан­никами шефы-комсомольцы переоборудовали спортзал, он стал намного светлее, простор­нее. Рядом разместилась библиотека, сейчас в ней более 6 тысяч книг—и это подарок шефов.

А число комсомольских субботников просто не поддается подсчету—в пользу детдома все работали с охотой и энтузиазмом. На заработанные деньги купили спортинвентарь, пионерскую атрибутику, игрушки. Однако у Ангренского интерната есть еще много и нерешенных проблем. Не хватает мебели, спортивной одежды и обуви. Хорошо, если бы был свой физиотерапевтический каби­нет,—тогда не нужно было бы возить забо­левших ребятишек через весь город в поли­клинику. Еще беда: который месяц из-за отсутствия запчастей стоят на приколе авто­фургон и старенький ГАЗ-51. Но в горкоме комсомола настроены оптимистически.

— Мечтаем сделать в интернате свою теп­лицу, бассейн,—делится планами Анвар,—Вместе с ребятами начали строить спорткомплекс. Заодно и учим их ремеслу.

Что ж, с такими заботливыми, дельными, боевыми помощниками интернату все по пле­чу. Горком комсомола заботится не только о том, чтобы у детдомовцев было все необходи­мое—от одежды до игрушек. Важно, что не забывают тут и о строительстве души. Ведь цель комсомольского шефства, как и любого другого высокого творчества,—самоотдача. А когда она есть, то будет и отдача, результат. Потому что добро, сделанное другим, млад­шим, нуждающимся в твоем участии, не исче­зает бесследно—происходит всеохватыва­ющая, нескончаемая «цепная реакция» доброты.



Источник: http://журнал Смена № 6 март 1985 г.
Категория: Мои статьи | Добавил: admin (01.12.2007) | Автор: admin
Просмотров: 2378 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Пятница
29.03.2024
05:38
Категории каталога
Мои статьи [1]
Форма входа
Приветствую Вас Гость!
Мини-чат
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz